Логопед  ( работа с речевыми нарушениями)

 

Описание нарушения:

 

Алалия— отсутствие или  выраженное недоразвитие общеупотребительной  речи у детей старше 3х лет  при  нормальном слухе,  сохранных эмоционально- волевых процессах и первично сохранном  интеллекте. Является  следствием органического поражения речевых зон коры головного мозга .

Афазия-полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи. У ребёнка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того как речь уже была сформирована.

 

Билингвизм— это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек  способен попеременно использовать два языка ( переключение языкового кода) ,в зависимости от ситуации и от того с кем он общается. В логопедической практике встречаются  «билингвистические» аттрикции ( перенос норм одного языка на другой, специфические  орфоэпические и лексико-грамматические нарушения). 

 

Брадилалия— патологически замедленный темп речи. 

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

 

Дизартрия—  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.  Различают разные формы (корковая, мозжечковая, экстрапирамидная, бульбарная, псевдобульбарная) и  разные степени дизартрии, которые  зависят от характера, локализации  и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь» ("каша во рту"), в более тяжелых  наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом  речь становится невнятной, а  иногда( анартрия) и невозможной.

 

Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса письма. 

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. 

 

Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе  и без нарушения иннервации со стороны ЦНС.

 

Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения. 

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

 

Дисфония— отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. 

Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. 

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

      

Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.  Заикание рассматривается как невроз всего организма с преимущественным нарушением речевой функции. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. 

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами. 

Выделяют различные степени выраженности заикания: лёгкую (заикание проявляется только в возбуждённом состоянии, при стремлении быстро выговориться), среднюю (в спокойном состоянии, в привычной обстановке заикание не проявляется, в эмоционально-возбуждённом состоянии проявляется сильное заикание), тяжёлую (заикание проявляется постоянно).

 

ЗРР-задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет.

Обучение грамоте включает в себя формирование понятий о предложении и слове, звуковой анализ и синтез, обучение чтению, письму и развитие речи.

 

ОНР— это форма патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Различают 4е уровня речевой недостаточности.

 

Подготовка к школе- развитие внимания, памяти, мышления; формирование правильной речи; обучение грамоте, формирование элементарных математических знаний.

 

 Афазия после инсульта- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

Афазия после ЧМТ- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

Ринолалия- нарушение произносительного компонента речи , в следствие  врождённой патологии  челюстно-лицевой системы( расщелины нёба);  речь при ринолалии мало разборчива (невнятная) назализованная (говорит "в нос"), монотонная. К ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врождёнными расщелинами нёба, т.е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.

 

Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой.

 

ФФН— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

 

ФФНР- нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или смешивают  близкие звуки.

 

Логопед-дефектолог( олигофренопедагог) (работа с речевыми нарушениями  у лиц с отклонением в  психическом, сенсорном  и моторном развитии).

Описание нарушения:

Аутизм- особая аномалия психического развития, при которой нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

 

ДЦП- двигательные нарушения, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах развития. И проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

 

ЗПРР- ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

 

Подготовка к школе детей с различными особенностями в развитии -развитие внимания, памяти, мышления; формирование правильной речи; обучение грамоте, формирование элементарных математических знаний.

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки..Цель реабилитации - научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.

 

  

Синдром Дауна-Это генетическое отклонение, обусловленное наличием не 46, а 47 хромосом.

 

УО- особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка, проявляющаяся в нарушении интеллекта. 

 

Дефектолог ( олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог) - работа с отклонениями в развитии (исключая речевые нарушения)

 

Описание нарушения:

Аутизм- особая аномалия психического развития, при которой нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Наблюдается неконтактность ребенка, не формируется зрительный контакт (не смотрит в глаза).

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) -двигательные нарушения, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах развития. И проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

 

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

 

Нарушение зрения – это полная (слепота) или частичная (слабовидение) снижение способности обнаруживать и воспринимать предметы окружающего мира.

 

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

 

Подготовка к школе- развитие внимания, памяти, мышления; формирование правильной речи; обучение грамоте, формирование элементарных математических знаний. У детей с различными особенностями в развитии.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

 

Синдром Дауна- это генетическое отклонение, обусловленное наличием не 46, а 47 хромосом.

 

Умственная отсталость (УО) -особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка, проявляющаяся в нарушении интеллекта. 

 

Специальный психолог( работа с  эмоционально-волевыми и психическими процессами у лиц с отклонением в развитии).

      

Описание нарушения:

 

Аутизм- особая аномалия психического развития, при которой нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Наблюдается неконтактность ребенка, не формируется зрительный контакт (не смотрит в глаза).

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) -двигательные нарушения, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах развития. И проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

 

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

 

Нарушение зрения – это полная (слепота) или частичная (слабовидение) снижение способности обнаруживать и воспринимать предметы окружающего мира.

 

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

 

Подготовка к школе- развитие внимания, памяти, мышления; формирование правильной речи; обучение грамоте, формирование элементарных математических знаний. У детей с различными особенностями в развитии.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

 

Синдром Дауна- это генетическое отклонение, обусловленное наличием не 46, а 47 хромосом.

 

Умственная отсталость (УО) -особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка, проявляющаяся в нарушении интеллекта.

 

Работа специального психолога с учениками с нарушением речи.

      

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

      

Слепоглухие - Это сочетание врожденной глухоты и прогрессирующей атрофии зрительных нервов.

       

Умственная отсталость (УО) -особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка, проявляющаяся в нарушении интеллекта.

 

Детский психолог –(работа с психическими процессами  у лиц без выраженных  отклонений  в развитии)

Описание нарушения:

  

Внутрисемейные— объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи детей внутри семьи. (это взаимоотношения между членами семьи)

         

Готовность к школе и школьная обучаемость- развитие внимания, памяти, мышления; формирование правильной речи; обучение грамоте, формирование элементарных математических знаний.

 

Межличностные— объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между детьми и другими людьми. ( это устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы)