Логопед в детском саду поможет? | logoped72

Логопед в детском саду поможет?

 

   Часто родители полагаются на детский сад, думая что там все исправят и беспокоиться не о чем. Однако, когда приходит время подготовки к школе, большинство понимают, что результата нет или же он недостаточен для полноценного усвоения школьной программы. Многие наши клиенты, когда до школы остается 1-1,5 года, приходят после специализированных логопедических садов  с огромными проблемами в речи! А ведь в таких садах с детьми проводят ежедневные многочасовые занятия по коррекции речи (и индивидуальные и групповые). Чего тогда ожидать от обычных садов, где в лучшем случае с Вашим ребенком будут заниматься 1-2 раза в неделю по 10 минут?

    В таких плачевных результатах не стоит обвинять только логопедов, работающих в детских садах. Многие из них добросовестно стараются выполнять свою работу и обладают должной квалификацией. Надо понимать, что есть структурные проблемы, в которых вынуждены работать логопеды государственных учреждений и от них никуда не деться.

   

Вот основные:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет никакой мотивации исправлять речь Вашему ребенку.

3. Отсутствие возможности присутствия родителей на занятии.

4. Очень кратковременные занятия (около 10 минут на ребенка).

5. Проведение «оптовых» занятий: групповых  и подгрупповых.

 

Остановимся подробнее на каждом из них:

 

 

1. Полное отсутствие контроля работы и профессионализма логопеда. 

 

   Начнем с того, как и кто вообще может определить уровень профессионализма специалиста. Допустим, Вы пришли к врачу. Если Вы сами не врач - сможете определить, правильно ли он все делает? Конечно нет. Отсюда можно сделать простой, но, почему-то, не всем очевидный вывод: "Уровень профессионализма должен проверять другой профессионал в этой области"!

А теперь спросите себя, кто принимает на работу логопеда в детский сад?

- Конечно, заведующая.

- Она профессионал в логопедии? Сможет проверить уровень знаний логопеда?

- Скорее всего - нет. 

- А у нее вообще есть задача или желание проверять этот самый профессионализм?

- Скорее всего тоже - нет. Ей главное - чтобы был сотрудник с дипломом.

 

 

  Какой можем сделать вывод? Даже если заведующая Вашего детского сада честнейший человек и дотошно проверит все документы при приеме на работу (что тоже не факт) - она понятия не будет иметь, знает хоть что-то данный логопед в плане своих профессиональных обязанностей. И тем более не сможет проверять, как она проводит занятия с детьми, правильно ли выбирает методику, в какой очередности и в какие сроки ставятся звуки и т.д. Т.е. она взяла человека с дипломом, иногда сразу после выпуска из ВУЗа (хотя нам частенько при отборе кандидатов в наши центры встречаются и великовозрастные "дундуки" с дипломами и заслуженными "категориями", так что звания и возраст - не гарантия профессионализма логопеда), посадила в кабинет и он чем-то занимается. Как? Правильно? Занимается ли вообще? Это все для заведующей не особо важно, у нее масса других дел. Главное, чтобы документация была правильно заполнена и при проверке сада ей не влетело за "логопеда". 

  И эта структурная проблема касается не только детских садов, а любых логопедов, которые работают "сами по себе": детские клубы "развивашки" и прочие "центры развития", логопед на дом, индивидуальные логопеды частники и т.п. Это не хорошо или плохо, это факт, реальность о которой Вы должны знать, обращаясь к таким логопедам.

 

  Когда логопед хочет устроиться на работу в один из наших центров - мы не обращаем внимания на его возраст, "регалии" в виде квалификаций, доп. курсов и т.д. Его профессионализм проверяется нашими логопедами, т.е. профессионалами. Причем кроме трёх уровней собеседований он проходит практику при центральном логопункте, на которой "всплывают" практически все его профессиональные навыки. И только если на всех этих этапах он подтвердил свою квалификацию - он допускается к работе с детьми в наших центрах. 

  Но это не значит, что контроль за ним прекращается. Подробее о последующем контроле логопеда читайте в следующем пункте.

 

 

2. У логопеда нет никакой мотивации исправлять речь Вашему ребенку.

   В детских садах нет мотивации логопедов на достижение результатов. Главное – правильно заполненная отчетность, которую может проверить очередная комиссия. Поставлен звук или нет, соблюдены ли сроки или хотя бы очередность постановки звуков, вообще есть улучшения или нет – никто даже не контролирует, не то чтобы как-то дополнительно мотивировать логопеда.

   В наших центрах существуют нормы по срокам постановки звуков, которые контролируются главным логопедом.  Мы совершенно не заинтересованы топтаться на одном и том же месте, т.к. очень большая часть наших клиентов приходит по рекомендации знакомых. А Вы стали бы рекомендовать тех, кто занимается долгие месяцы без особого результата?

   Более того, зарплаты наших логопедов зависят от того, насколько быстро и качественно они ставят звуки. Мы не обещаем «быстро и сразу» все исправить, т.к. каждый ребенок – индивидуальность, требующая своего подхода. Но успехи и прогресс в развитии Вашего ребенка Вы увидите на видео, которое мы снимаем на первом занятии специально для этого (как было и как стало).

 

3. Присутствие родителей на занятии.

   В детском саду родители не присутствуют на занятии. Поэтому Вы никогда не узнаете чем занимались, как проходило занятие да и было ли оно вообще.

   У нас приветствуется присутствие родителей, если они не вмешиваются в процесс или не отвлекают ребенка. Вы видите, как себя ведет Ваш ребенок, как он усваивает материал. Наш логопед может наглядно показать Вам как правильно заниматься с ребенком дома и на какие тонкости обратить внимание, выполняя то или иное упражнение. Порой, и у самих родителей бывают трудности при выполнении артикуляционной гимнастики, например. Мы все покажем, расскажем и объясним.

   В логопедической работе крайне важно вовлечение, непосредственное и постоянное участие родителей в выполнении домашних заданий, ведь без этого эффективность занятий будет в разы ниже!

 

4. Очень кратковременные занятия (около 10 минут на ребенка).

   В обычном саду – дается 10 минут, в коррекционном – 20 минут на то, чтобы найти ребенка, привести в логопункт (иногда с улицы), провести занятие и отвести обратно. Т.е. на фактическое занятие (за вычетом привода/увода ребенка) может тратиться от 5 минут в обычном саду, до 15 минут в коррекционном.

   Наши консультации, согласно санитарных норм СанПин длятся 35 минут + 5 минут на подготовку.  Это в целых семь раз больше, чем с логопедом в обычном детском саду.

Итоги и выводы:

   Ответ на вопрос «Логопед в детском саду поможет?» - скорее утвердительный, но очень важно уточнение – чем именно и как долго нужно будет "помогать". Одно можем сказать однозначно – при наличии проблем с речью лучше ходить хотя бы к логопеду в саду, чем вообще никуда не ходить. Но подавляющее большинство наших клиентов прекращают заниматься с логопедом в саду, даже если это бесплатно. Почему? Они понимают то, что описано в данной статье и сопоставляют результаты там и у нас.

   Стоит обратить внимание на то, что даже если в Вашем детском саду будет работать лучший специалист в нашей стране - эти структурные недостатки будут негативно влиять на результат его работы и на Вашего ребенка. Зато, в большинстве случаев, это бесплатно.  Что выбрать для своего ребенка: бесплатно, долго и малоэффективно, или платно, но быстро и качественно – каждый родитель решает сам.

 

   Мы организовали наши центры так, чтобы исключить подобные структурные проблемы, поэтому если мы возьмемся за ребенка, то результат будет просто не сопоставим.

   И в заключении хотелось бы сделать акцент на том, что данная статья предназначена в первую очередь для того, чтобы Вы понимали структурную разницу между занятиями с логопедом в детском саду и в специализированном речевом центре (не обязательно в нашем, мы уважаем всех и даже хвалим некоторых наших конкурентов). Понимая это Вы сможете сделать более осознанный выбор для Вашего ребенка, не ожидать скорых результатов от бесплатных занятий в детских садах, спокойнее воспринимать низкую эффективность таких занятий, не винить логопедов детских садов в том, чего они не могут изменить. Так организована система.